Москва
EN
Отделения / Банкоматы
Оценить качество сервиса
во время вашего последгего
звонка
Оцените доброжелательность сотрудника при разговоре с Вами
Оцените компетентность сотрудника Контактного центра
Был ли решен Ваш вопрос при обращении в КЦ (да - вопрос полностью решен, нет – вопрос не был решен)
Чтобы помочь нам улучшить качество обслуживания в контакт-центре, укажите комментарии к выставленным оценкам:
Укажите номер мобильного телефона, с которого вы звонили в Контакт-центр
отправить
Отзывы и предложения
Обмен валют
Валюта Покупка Продажа
USD 56.50 58.70
EUR 67.60 70.10
GBP 75.80 80.80
CHF 57.30 62.30
Подробнее
Интернет-банк
Перевод с карты на карту
Выберите адрес отделения банка
Город
Отделение банка
Ваш город
а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у х ч ш я
Мы правильно определили ваш город?
Москва
Да
Нет
Ваш город
а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у х ч ш я
Банк онлайн
Переводы и платежи
Кредиты
Вклады
Банковские карты
Пакеты услуг
Страхование
Негосударственный
пенсионный фонд
Private banking Премиальное обслуживание
Специальные предложения
Другие продукты
а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у х ч ш я Все
Ошибка на 300 тыс. руб.: как вернуть отправленные не на ту карту деньги
27 Июля 2016 | РБК Деньги (money.rbc.ru) (Москва)

Житель Тюмени умудрился по ошибке отправить 300 тыс. руб. на чужую карту. Как ему удалось вернуть эти деньги и что делать тем, кто оказался в похожей ситуации?

В ноябре 2013 года Александр Головенкин из Тюмени собрался во Владивосток, чтобы перегнать оттуда машину. Под это дело он решил занять денег у своего друга Хачатура Давтяна. Тот без колебаний согласился одолжить Головенкину 300 тыс. руб. Было решено отправлять сумму на карту последнего частями, по 40-100 тыс. рубл. за раз. Номер карты своего заемщика Давтян записал на клочке бумаги. Этим листочком вся их документация и ограничилась.

Давтян исправно пересылал деньги со своей карты Сбербанка на карту Головенкина через банкомат. Его друг уехал на Дальний Восток, а Давтян не уточнял дошли ли деньги: к чему платить за звонки и связь в роуминге? Да и повода не было: переводы проходили без проблем. Последний платеж в 100 тыс. руб. пришелся на 31 декабря. В общей сложности Хачатур Давтян отправил даже больше обещанного: 334,3 тыс. руб. (позднее это подтвердилось выписками с его счета).

В новогоднюю ночь Давтян таки позвонил Головенкину, чтобы поздравить его с праздником. И между делом поинтересовался, дошли ли деньги. Друг ответил с недоумением: никаких средств он не получал и решил, что Давтян вообще раздумал давать ему в долг. Сверив номер карты, они выяснили: сотни тысяч рублей ушли неизвестному адресату. Дело в том, что банкомат, в отличие от интернет-банка, не показывает имя получателя перевода.

Давтян схватился за голову и побежал в центральное отделение тюменского Сбербанка. Но там отказались выдать имя владельца карты, сославшись на банковскую тайну. Вернуть деньги банк также не смог. "Мне объяснили, что это можно было сделать только до зачисления средств на счет получателя", - написал потом Давтян в исковом заявлении в тюменский суд. Зато в Сбербанке ему дали ценный совет: подать иск в суд с требованием вернуть деньги, полученные как "неосновательное обогащение" (формулировка из статьи 1102 Гражданского Кодекса). Так он и сделал. За помощью Давтян обратился к члену Тюменской коллегии адвокатов Анатолию Блинову.

Поскольку Давтян не выяснил, кому перевел деньги, ответчиком в иске назвали Сбербанк, рассказывает Блинов. Первым делом суд сменил ответчика на реального получателя денег, Наталью Тороп. В суде ее представлял муж, Николай Тороп. А дальше началось самое интересное: оказалось, что Давтян и Тороп знакомы. И более того, последний поставлял материалы для строительства, которое Давтян вел в селе Упорово Тюменской области. Номер карты его жены, на которую предполагалось переводить деньги за эти материалы, Давтян также записал на листке бумаги, и перепутал его с номером карты своего друга. За строительные материалы его фирма расплатилась официально.

Совершить ошибку по другой причине почти невозможно: шанс, что допустив опечатку в одной-двух цифрах, вы сможете сделать перевод на действующую карту минимален, отмечает руководитель направления разработки карточных продуктов БИНБАНКа Александр Матущенко. Номер карты составляется по определенному алгоритму, поэтому такие случаи в банковской практике единичны, говорит он.

В итоге суд решил (копия этого решения есть у РБК), что деньги надо вернуть Давтяну. По ГК, если человек без причин, установленных законом, договором или каким-то еще правовым актом получил имущество, оно считается неосновательным обогащением. Получатель денег не смог доказать обратное. Впрочем, он пытался: например, Тороп предоставил суду копию переписки с Давтяном, где они будто бы договорились о переводе денег в оплату стройматериалов. Однако быстре ее отозвал.

В итоге получатель денег вернул Давтяну 334,3 тыс. рублей, а также возместил судебные расходы на 6,5 тыс. рублей. Действия истца были продуманны и эффективны, так что не удивительно, что суд принял такое решение, говорит Шевченко из Ланта-Банка. Случай нестандартный, поскольку истца и ответчика связывали профессиональные отношения, добавляет партнер коллегии адвокатов "Юков и Партнеры" Светлана Тарнапольская. Она полагает, что аргументация в данном случае не могла быть построена по-другому.

Партнер юридической компании "Старинский, Корчаго и партнеры" Владимир Старинский говорит, что ошибки с переводом денег происходят часто. В том, что такле периодически случается с их клиентами, признают начальник отдела развития карточного бизнеса Связь-Банка Алексей Чех и вице-президент по привлечению клиентов Тинькофф банка Кирилл Бобров.

В первую очередь надо позвонить в банк и рассказать об ошибке, советует Тарнапольская из коллегии "Юков и партнеры". После этого, вероятно, придется прийти в офис банка и написать заявление с просьбой вернуть средства, продолжает Матущенко из БИНБАНКа. Предоставить данные получателя средств банк вам, конечно, не сможет, добавляет Тарнапольская. Однако написать заявление в любом случае стоит: это будет доказательством, что у вас не было ни желания, ни оснований переводить деньги тому, кто их в итоге получил, указывает руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян.

"Ваш банк может направить так называемое "письмо доброй воли" банку получателя средств", - отмечает Чех из Связь-Банка. А тот в в свою очередь может связаться с держателем карты. "Если вам попадется честный человек, он вернет вам деньги без суда", - говорит Тарнапольская. У этой схемы есть вариации. Например, Тинькофф банк дает клиенту справку о переводе денег и советует самому обратиться с ней в банк получателя и платежную систему, рассказывает Бобров. Вероятность возврата средств в досудебном порядке невелика, так как, помимо доброй воли банка, необходимо еще и согласие самого получателя денег, говорит Чех из Связь-Банка.

Если его нет, люди часто выбирают силовой способ решения проблемы - подают заявление в полицию, рассказывает юрист "Финпотребсоюза" Алексей Драч. Но это оправдано, только если деньги переведены мошеннику, добавляет он. Если же речь о простой ошибке, Тарнапольская из коллегии "Юков и Партнеры" советует действовать так же, как герой нашей истории. Надо подать иск к банку о взыскании суммы неосновательного обогащения, поясняет она. "Вы должны выстроить такую аргументацию: я перевел деньги, но адресат их не получил. Значит, деньги в банке", - объясняет Драч из "Финпотребсоюза". - Банку, чтобы избежать взыскания, придется предоставить суду данные получателя средств".

Такой механизм с последующей заменой ответчика (с банка на держателя карты) можно рекомендовать, если надо вернуть деньги, ошибочно переведенные неизвестному лицу, соглашается руководитель юридического отдела Ланта-Банка Дмитрий Шевченко. Если договора между сторонами нет, способ защиты своих прав только один - иск о неосновательном обогащении, соглашается Старинский из коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры". Он подчеркивает, что так можно вернуть любой ошибочный перевод: например, за оплату ЖКХ или сотовой связи.

Это почти на 100% выигрышный иск, убеждена Тарнапольская из коллегии "Юков и партнеры". Другой вопрос - сколько денег будет потрачено на исправление собственной небрежности, добавляет она. В подобных случаях судебная практика почти всегда на стороне истца, соглашается Маклозян из Heads Consulting.


Распечатать

Поделиться

Отделения и банкоматы

Более 180 городов присутствия
и более 15 000 банкоматов

Включая банкоматы банков-партнеров
с обслуживанием без комиссии:
Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк,
Альфа-Банк, Газпромбанк, БАНК УРАЛСИБ,
Банк Русский Стандарт, СКБ-банк
и Связь-Банк.


Записаться в офис